Алёна Кирцова — один из самых серьезных и тонких московских мастеров абстрактного искусства. Ученица легендарного художника Василия Ситникова (1915-1987), она начинала свою артистическую карьеру в андерграудном кругу середины 1970-х. Перейдя вскоре от фигуративной манеры к абстракции, Кирцова сохраняла внутреннюю непрерывность творчества на протяжении всех прошедших лет.
«Цвет будоражил с детства. Но давно уже: чем сдержанней, тем — пленительней.
С возрастом, нет ничего драгоценней глазу: пыли, городского голубиного пера, серебра, пепла.
А белое: мотыльки летят / бросаются в бездну горящей лампочки на даче.
И чёрное пульсирующее родоначалие.
Строгость и чёткость серых: отсутствие мелодрамы.
Серая Шкала.»
Алёна Кирцова
«Оттенки серого цвета в диапазоне от белого к черному называют ахроматическими, то есть в точном переводе с древнегреческого — «бесцветными». В оптике ахроматический цвет означает не отсутствие цвета, а цвет, лишенный конкретного спектрального тона. Контрольные таблицы серых оттенков применяются в технической фотосъемке и компьютерных настройках. Так называемая «серая шкала», таблица яркости белого цвета, различает 256 градаций серого, где на каждый пиксель приходится 8 бит информации. Обеспечивая «реальное» полутоновое изображение, черно-белая фото- и кинопленки более ста лет являлись для многих единственным документальным способом передачи и получения сведений об окружающем мире. В настоящее время черно-белая фотография и кино используются преимущественно в художественных целях.
Живопись ахроматическими цветами называется гризайлем и известна еще по римским фрескам. Гризайли писали Джотто, Рембрандт и Босх, в ахроматической гамме написана Герника; как учебное упражнение гризайль задается в начальных классах уроков живописи. В этой технике часто изображались каменные архитектурные элементы зданий, монументальная скульптура.
В своей третьей выставке в Stella Art Алена Кирцова использует технику гризайля для демонстрации серии редуцированных до краткости супрематической формулы пейзажных далей. Вся выставка представлена как набор лаконичных ахроматических рифм, в которых закодированы различные переживания бесконечного пейзажа. Кирцова называет серию и всю выставку «СЕРАЯ ШКАЛА», вводя в воображаемую даль своего рода градуированную тестовую таблицу, написанную мастихином — маслом по холсту. Знакомые для зрителя и знаковые для художника цветные горизонтальные полосы в её «Пейзажах» принципиально десатурированы, лишены спектральной яркости, переходя в категорию «бесцветных». Этот переход не обедняет живопись, но, напротив, приводит ее к монументальному выражению, в котором живописная картина приобретает качества лапидарности или «высеченности в камне» в точном переводе с латыни. «Дыры» — серия внутри серии, белые, серые и черные концентрические квадраты — переключают взгляд зрителя с линии горизонта в космос, где есть только свет и поглощающая его тьма. Просто и ясно. Как эпитафия.»
Юрий Аввакумов
Алёна Кирцова родилась в 1954 в поселке Баренцбург (о-в Шпицберген). В 1973–1975 училась живописи в частной школе андерграундного художника Василия Ситникова, Москва. В 1986–1987 была одним из учредителей и членом любительского объединения «Эрмитаж», Москва. В 1993 стала соучредителем фонда «Утопия», Москва. Живет и работает в Москве.
Избранные персональные выставки: 1991 — Стены и Лестницы (совместно с Юрием Аввакумовым). Государственный музей архитектуры им. А. В. Щусева, Москва; 1994 — Алёна Кирцова. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург; 1996 — Alyona Kirtsova. Frankfurt-Aufenthalle. Galerie im Karmeliterkloster, Франкфурт-на-Майне, Германия; 2002 — Ретроспектива. Московский центр искусств, Москва; 2006 — Справочник по цвету. Stella Art Foundation, Москва Избранные групповые выставки: 1987 — Ретроспекция творчества московских художников. 1957–1987. Любительское общество «Эрмитаж», выставочный зал на Профсоюзной, 100, Москва; 1988 — Ударники Искусства. Арт-рок-парад «АССА». Дом культуры МЭЛЗ, Москва; 1992 — Уроки Магницкого. Геометрическая абстракция: московский опыт. Центр современного искусства, Москва; 2001 — Абстракция в России. XX век. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург; 2002 — Искусство женского рода. Женщины-художницы в России XV–XX вв. Государственная Третьяковская галерея, Москва; 2003 — Московская абстракция второй половины ХХ века. Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Работы Алёны Кирцовой находятся в коллекциях Solomon R. Guggenheim Museum, Нью-Йорк, США, Museo d’Arte Moderna e Contemporanea di Trento e Rovereto, Роверето, Италия, Государственной Третьяковской галереи, Москва и Государственного Русского музея, Санкт-Петербург.